Жизненный цикл UIViewController в iOS

В разработке приложений для iOS жизненный цикл UIViewController играет ключевую роль в управлении отображением данных и взаимодействием с пользователем. Понимание этого процесса позволяет создавать стабильные и эффективные приложения, в которых ресурсы используются рационально, а пользовательский интерфейс отвечает ожиданиям пользователей.

В этой статье мы подробно рассмотрим жизненный цикл UIViewController, изучим каждый его этап, обсудим важные методы, а также приведем примеры использования этих методов на практике. Каждый разработчик, стремящийся к созданию качественных приложений, должен понимать, как и когда происходит каждый из этапов жизненного цикла и какие задачи целесообразно решать на каждом из них.


1. Инициализация (Initialization)

Инициализация UIViewController является первым этапом его жизненного цикла. На этом этапе создается экземпляр контроллера. Обычно это происходит либо при программной инициализации, либо при загрузке из сториборда.

Для инициализации контроллера могут быть использованы различные методы, такие как:

  • init(coder:): Используется для инициализации контроллера из сториборда. В большинстве случаев этот метод автоматически вызывается системой.
  • init(nibName:bundle:): Используется для создания экземпляра контроллера из кода, если представление связано с NIB-файлом.
  • init(): Базовый инициализатор, используется для создания экземпляра контроллера, если ни NIB, ни сториборд не используются.

Пример:

class CustomViewController: UIViewController {
    init() {
        super.init(nibName: nil, bundle: nil)
        // Дополнительная инициализация
    }

    required init?(coder: NSCoder) {
        super.init(coder: coder)
        // Дополнительная инициализация для сториборда
    }
}

2. Загрузка представления (View Loading)

Следующий этап - это загрузка представления, где UIViewController подготавливает свою иерархию представлений. В зависимости от того, создается ли представление программно или загружается из сториборда, процесс может незначительно различаться.

Основной метод на этом этапе - loadView(). Он вызывается для создания основного представления контроллера, если оно еще не было загружено. Этот метод не нужно переопределять, если используется стандартный подход с использованием сториборда или XIB-файлов. Если же представление создается программно, его необходимо переопределить и настроить иерархию в коде.

Пример:

override func loadView() {
    let customView = UIView()
    customView.backgroundColor = .white
    self.view = customView
}

Здесь контроллер создает новое представление, устанавливает для него белый цвет фона и назначает его основным представлением контроллера.

3. Завершение загрузки представления (View Did Load)

После завершения загрузки представления вызывается метод viewDidLoad(). Этот метод играет ключевую роль в жизненном цикле UIViewController, так как он позволяет разработчику выполнить первичную настройку интерфейса и инициализацию данных, которые необходимы для дальнейшей работы.

Этот метод вызывается только один раз за все время жизни контроллера, что делает его идеальным местом для операций, которые должны быть выполнены только один раз, например:

  • Настройка элементов пользовательского интерфейса;
  • Регистрация подписок на уведомления;
  • Инициализация данных, необходимых для отображения;
  • Загрузка данных из сети или базы данных.

Пример:

override func viewDidLoad() {
    super.viewDidLoad()

    // Настройка элементов пользовательского интерфейса
    view.backgroundColor = .blue

    // Инициализация данных
    fetchData()
}

func fetchData() {
    // Логика загрузки данных
}

Важно помнить, что в viewDidLoad() представление уже загружено в память, но еще не отображено на экране.

4. Подготовка к отображению (View Will Appear)

Перед тем как представление UIViewController будет показано на экране, вызывается метод viewWillAppear(_:). Этот метод позволяет выполнить дополнительные действия перед тем, как пользователь увидит представление, например, обновить отображаемые данные или настроить элементы интерфейса в зависимости от текущего состояния приложения.

Пример:

override func viewWillAppear(_ animated: Bool) {
    super.viewWillAppear(animated)

    // Обновление данных перед отображением
    updateUI()
}

func updateUI() {
    // Логика обновления пользовательского интерфейса
}

Метод viewWillAppear(_:) может вызываться несколько раз в жизненном цикле UIViewController, поэтому важно помнить о его многократном использовании.

5. Отображение (View Did Appear)

После того как представление было показано на экране, вызывается метод viewDidAppear(_:). Этот метод позволяет выполнить любые действия, которые необходимо выполнить после того, как представление полностью отображено, например, начать анимацию, загрузку данных или отслеживание взаимодействия с пользователем.

Пример:

override func viewDidAppear(_ animated: Bool) {
    super.viewDidAppear(animated)

    // Начало анимации
    startAnimation()
}

func startAnimation() {
    // Логика анимации
}

Метод viewDidAppear(_:) также может использоваться для анализа производительности, так как он показывает момент, когда представление полностью загружено и отображено.

6. Обновление представления (Update)

Во время жизненного цикла UIViewController могут происходить события, требующие обновления пользовательского интерфейса, например, поворот устройства или изменение данных. Для этих случаев предназначены методы viewWillLayoutSubviews() и viewDidLayoutSubviews().

  • viewWillLayoutSubviews() вызывается до того, как будут вычислены и применены размеры и положение всех элементов представления.
  • viewDidLayoutSubviews() вызывается после завершения процесса вычисления и установки размеров и положения элементов.

Эти методы позволяют адаптировать представление к новым условиям, обеспечивая правильное отображение всех элементов.

Пример:

override func viewWillLayoutSubviews() {
    super.viewWillLayoutSubviews()

    // Настройка компоновки перед изменением размеров
    adjustLayoutBeforeResizing()
}

override func viewDidLayoutSubviews() {
    super.viewDidLayoutSubviews()

    // Настройка компоновки после изменения размеров
    adjustLayoutAfterResizing()
}

func adjustLayoutBeforeResizing() {
    // Логика настройки компоновки перед изменением размеров
}

func adjustLayoutAfterResizing() {
    // Логика настройки компоновки после изменения размеров
}

Эти методы также важны для адаптивного дизайна, когда интерфейс приложения должен корректно работать на разных устройствах с различными размерами экрана.

7. Скрытие (View Will Disappear) и Удаление (View Did Disappear)

Когда представление UIViewController собирается быть скрыто или удалено с экрана, вызываются методы viewWillDisappear(_:) и viewDidDisappear(_:). Эти методы дают возможность разработчику выполнить необходимые действия перед скрытием или после удаления представления.

  • viewWillDisappear(_:) позволяет остановить текущие задачи, сохранить состояние или отменить подписки перед тем, как представление будет скрыто.
  • viewDidDisappear(_:) используется для выполнения очистки после того, как представление было полностью удалено с экрана.

Пример:

override func viewWillDisappear(_ animated: Bool) {
    super.viewWillDisappear(animated)

    // Остановка текущих задач перед скрытием
    stopCurrentTasks()
}

override func viewDidDisappear(_ animated: Bool) {
    super.viewDidDisappear(animated)

    // Очистка после скрытия представления
    cleanUpResources()
}

func stopCurrentTasks() {
    // Логика остановки задач
}

func cleanUpResources() {
    // Логика очистки ресурсов
}

Эти методы особенно полезны для управления задачами, требующими значительных ресурсов, например, воспроизведение видео или загрузка данных, которые следует приостановить или отменить при скрытии представления.

8. Уничтожение (Deinitialization)

Когда экземпляр UIViewController больше не нужен и система решает освободить его из памяти, вызывается метод deinit. Этот метод дает разработчику возможность выполнить завершающие действия, например, отменить подписки на уведомления или освободить ресурсы, которые были выделены для контроллера.

Пример:

deinit {
    // Освобождение ресурсов и отмена подписок
    NotificationCenter.default.removeObserver(self)
}

Этот метод является финальным этапом жизненного цикла UIViewController и гарантирует, что все ресурсы, которые были выделены контроллером, будут правильно освобождены.

Заключение

Жизненный цикл UIViewController включает множество этапов, каждый из которых играет важную роль в создании эффективных и надежных приложений.